В рамках ежегодной акции «Зажги синим», которая приурочена к 2 апреля – Всемирному Дню информирования об аутизме провели консультацию для воспитателей «Дети с РАС (расстройства аутического спектра): что важно знать педагогу детского сада».
На мероприятии обсудим признаки аутизма, задачи педагога дошкольной организации, особенности организации образовательного процесса. Для педагогов МБДОУ, родителей воспитанников подготовлена информация на стендах и буклеты с целью распространения информации о проблеме аутизма.
Цель консультации: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра.
Что такое аутизм?
Аутизм (от греч. auto — сам, также называемый расстройством аутистического спектра, — это тяжелое психическое расстройство, крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. (Психологический словарь). Термин «аутичность», введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства. Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.
Принято различать: ранний детский аутизм (РДА, который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от 3 до 11 лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после 11 лет.
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Как выявить аутичного ребенка?
Аутизм — это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача — определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.
Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно — с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.
Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога — выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам.
Лучшим помощником в выявлении аутичного ребенка будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать. Одинаковых аутистов, даже одного возраста, нет, но некоторые черты присущи каждому ребенку с РАС:
- Минимум социального взаимодействия. Проявляется в неспособности «особенного ребенка» увидеть и прочувствовать эмоции другого человека и выразить собственные. Ребенок с РАС часто не понимает шуток, поэтому либо не реагирует на юмор, либо смеется невпопад. Некоторым дошкольникам с РАС трудно представлять абстрактные понятия.
- Нарушение коммуникативных навыков проявляется в трудностях речевого воспроизведения. Так, дети с РАС плохо разговаривают, их слова невнятны, а словарный запас минимален: «да», «нет», «спать», «сидеть» и т. д. Говоря о себе, они обычно используют обращения в третьем лице. Если ребенок разговаривает предложениями, то они бессмысленны и похожи на несвязный набор слов.
- Поведенческая стереотипность и узость личных интересов выглядит как:
— повторение одного и того же действия: бесцельное движение ногой, рукой, головой или соблюдение какого-то правила, хождение по строго определенному маршруту, раскачивание из стороны в сторону;
— фиксация внимания на одном объекте: ребенок смотрит только один мультфильм, и больше ничего.
Черты ребенка-аутиста:
- не смотрит в глаза
- не играет со сверстниками
- не испытывает радость
- не нуждается в контакте с окружающими
- не разговаривает с окружающими
- повторяет одни и те же слова или предложения
- выполняет одни и те же механические движения
- играет только с определенными игрушками
- использует постоянные ритуалы
- играет с мелкими игрушками
- выстраивает предметы в ряд
- общается только с одним членом семьи
- избирателен в еде
- предпочитает еду одного цвета
- не любит телесный контакт
- избирателен в одежде
- часто ходит босиком
- плохо спит
- играет один
- фантазирует
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами)
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила
- сопротивляется переменам
- выполняет действия в определенном порядке
- совершает действия, приносящие вред ему самому
- боится громких звуков, закрывает уши руками
- избегает яркого света
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные
- избегает двигательной активности
- боится испачкаться
- быстро утомляется
- хаотично передвигается по помещению.
Как помочь аутичному ребенку?
Поскольку «аутизм» — медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем главная задача — не вылечить детей (поскольку это невозможно, а помочь им адаптироваться в обществе.
Волшебной таблетки, которая бы вылечила аутизм, не существует. Всё, чем располагает наука, сводится к психологической коррекции и формированию навыков самообслуживания и норм поведения в обществе. Ключевую роль в этом процессе играет детский сад.
Для того, чтобы аутичный ребенок чувствовал себя уверенно в процессе обучения (игры) и выполнения режимных моментов, рекомендуется использовать в работе с ним пооперационные карты. Например, лепка фигуры животного, рисование цветка, дежурство перед обедом, одевание на прогулку и др.
По статистике 70% детей с синдромом аутизма после соответствующей коррекционной работы, проведенной с ними в дошкольном детстве, впоследствии могут посещать массовые общеобразовательные школы. И основная заслуга в этом принадлежит в первую очередь педагогам, которые, умело используя приемы и методы работы с аутичными детьми, помогают им найти свое место в окружающем мире.
В чем заключаются задачи педагога?
- Создавать в группе эмоциональный комфорт. Для этого важно получать теоретические знания об аутизме, посещать тренинги, перенимать опыт коллег, работающих с этими детьми. Ребенок с РАС ведет себя неадекватно не из-за плохого воспитания и безразличия родителей, а потому, что просто он другой. Также педагогу нужно консультироваться со специалистами, ведь справиться с обычными детьми непросто, что уж говорить об «особенных».
Этапы помощи аутичному ребенку:
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
- посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
- посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
- пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
- обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
- начать работу с соответствующим специалистом.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами:
Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
- Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимайте его таким, какой он есть.
- Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживайтесь определенного режима дня.
- Соблюдайте ежедневные ритуалы.
- Не трогайте ребенка.
- Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
- Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:
- хороводные игры,
- игры с правилами,
- пускать мыльные пузыри,
- игры с водой,
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Как учить ребенка-аутиста:
- доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
- избегать переутомления;
- четко организовывать пространство;
- использовать подписанные системы хранения;
- подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
- обращаться к ребенку по имени;
- обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
- осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
- использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
- постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
- Следовать принципу равенства. Педагогу придется взять на себя роль пропагандиста толерантности, не акцентируя внимания других детей на особенностях ребенка с РАС. При этом важно создавать условия для комфорта последнего: например, уголок, где тот отдыхает в одиночестве, когда это потребуется. Это позволит развить сотрудничество между детьми, взаимопонимание и помощь, а в итоге – привить ребенку с РАС нормы поведения. Для этого придумали специальные методики.
Выбор методики зависит от текущего состояния конкретного ребенка и подбирается индивидуально. Это позволяет социализировать ребенка и не причинить вреда, адаптировав среду к потребностям аутиста.
- Союз с родителями. «Дружба» с семьей позволит педагогу лучше понять ребенка с РАС, узнать его особенности, предпочтения и интересы, ограничения и учитывать сопутствующие болезни. Дети с РАС часто страдают расстройствами ЖКТ, аллергическими реакциями, гиперактивностью, низким мышечным тонусом и пр. Внимательный педагог увидит и порекомендует родителям обратиться к врачу или реабилитологу, например, которого в детском саду нет. А родители узнают больше о склонностях своего ребенка, потенциальных возможностях, успех и неудачах, получат рекомендации о том, над чем работать дома. Сотрудничество педагогов с родителями ускорит адаптацию ребенка в саду, насколько возможно компенсировать аутизм и признаки расстройства.
К. С. Лебединская, советский и российский детский психиатр и дефектолог, считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проделанной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальные способности.
Заведующий первой квалификационной категории
Юхименко Наталья Владимировна